Вопросы священнику. Отвечает протоиерей Артемий Пономаренко.
Дорогие друзья, в рамках проекта «Вопросы священнику», вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы в сфере духовной жизни. Конечно интернет переписка не заменит живого, полезного общения. Но в том случае, если по каким-то причинам не получается прийти в храм и поговорить со священнослужителем, вы можете задать свой вопрос через наши аккаунты в социальных сетях или по адресу ask.blagos@mail.ru На ваши вопросы ответят священнослужители Владикавказской и Аланской Епархии.
На вопрос отвечает благочинный церквей Моздокского округа, настоятель храма Успения Божией Матери г. Моздока, кандидат богословия протоиерей Артемий Пономаренко.
– Каких цветов бывает облачение и почему?
Богослужебные облачения имеют семь основных цветов: белый, красный, золотой (желтый), зеленый, голубой (синий), фиолетовый и чёрный. Все они символизируют духовные смыслы церковных праздников и почитаемых святых угодников.
Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым соответствуют определённые цвета облачений, можно объединить в несколько основных групп.
– Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений – золотой (желтый), всех оттенков.
– Праздники и дни памяти Пресвятой Богородицы и бесплотных сил Небесных. Цвет облачений – голубой и белый.
– Группа праздников и дней памяти Креста Господня. Цвет облачений – фиолетовый или темно-красный.
– Дни памяти мучеников. Цвет облачений – красный.
– Все праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений – зелёный. Кроме того в зелёных облачениях всех оттенков празднуются День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим и день Святаго Духа.
В период многодневных постов цвет облачений – темно-синий, фиолетовый, темно-красный, чёрный. Последний цвет употребляется преимущественно в дни Великого поста. Погребения умерших, как правило, совершаются в белых облачениях.
В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства, рясы, подрясники, имели чёрный цвет. По Уставу Великим постом облачались в “багряны ризы” – в облачения темно-красного цвета. Впервые в России было официально предложено облачиться в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения прочно вошли в обиход погребальных и великопостных богослужений.
Церковная литургическая литература хранит полное молчание о символике цветов богослужебных облачений. В связи с этим толкование символического значения цветов в Церкви довольно затруднительно. Однако некоторые указания Священного Писания Ветхого и Нового Завета, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, некоторые замечания в деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить основные принципы понимания цветовой символики.
В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений наблюдаются, по сути, два важнейших принципа – доминирующий белый цвет и все семь цветов спектра. К тому же белый цвет, который также полностью соответствует спектру солнечного света, – это цвета радуги. Именно семицветная радуга и составляет основу цветовой гаммы церковных облачений. Поразительная по своей красоте, она была указана Богом Ною как знамение “завета вечного между Богом и между землею, и между всякою душею живою” (Быт. 9, 16). Радуга, подобно мосту, переброшенному между некими двумя мирами, означает связь между Ветхим и Новым Заветами, жизнью временной и вечной в Царстве Небесном.
Эта связь осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь род человеческий, дабы он «более не истреблялся волнами потопа», но обретал бы спасение в воплотившемся Сыне Божием. Таким образом, в церковной символике белый цвет не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащий в себе все остальные цвета.
Таким же знаком Божественного света, как и белый цвет, в церковной символике является золото благодаря своему солнечному блеску. Оно имеет особое смысловое значение – царственная слава, достоинство, богатство. Это символическое значение золота духовно объединяется с его главным образом – Господом Иисусом Христом, «Светом от Света», «Солнцем правды» и “Светом миру”. Отсюда золото – устойчивый символ истины.
Что же касается чистого жёлтого цвета, то в богослужебных облачениях и в иконописи он является преимущественно синонимом, образом золота, заменяющим его. Жёлтый цвет сам по себе не заменяет белый цвет, как может заменять его золото.
В радуге красок есть три основных цвета, от которых обычно образуются остальные. Это – красный, жёлтый и синий. При наличии этих красителей, путём их сочетания, любой художник может получить зелёный, фиолетовый, оранжевый и другие цвета. Если же у него нет красной, жёлтой и синей красок, он не может получить их путём смешения красок других цветов.
Таким образом, семь основных цветов радуги соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в основу небесного и земного бытия, – шести дням творения мира и седьмому – дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трёх непроизводных и четырёх производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.
Праздник праздников – Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служится в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Спасительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени в каждой из восьми песней канона менять поочерёдно все семь основных цветов богослужебных облачений. В этом есть глубокий смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому великому дню, – Празднику праздников и торжеству из торжеств.
Текст и фото с сайта blagos.ru